Дополнительные обозначения маркировки шины

Помимо обязательного типоразмера, индексов нагрузки и скорости, а также даты изготовления покрышки, в маркировке шины могут содержаться и другие обозначения и пиктограммы. Их расшифровка позволит определить особенности шины, её сезонность, специфику установки в зависимости от рисунка протектора и так далее.
DSC00027

Пиктограммы в виде снежинки, солнца и дождя, расположенные рядом, обозначают всесезонную резину. Вместо рисунков могут использоваться словесные сочетания All
Season, AS или A.G.T. (All Grip Traction).

Надписью Winter или значком только снежинки маркируют зимние шины

28
M+S (Mud + Snow) обозначает, что шина спроектирована таким образом, чтобы улучшить управляемость автомобилем при движении по заснеженной или грязной дороге.
 
Aqua, Rain, Water, Aquatred, Aquacontact, а также пиктограмма в виде зонтика означает, что шины приспособлены к езде по мокрому дорожному полотну и противостоят эффекту аквапланирования.
 
Если указанные выше обозначения отсутствуют, то перед вами летняя шина.
 
All-Terrain – маркировка вездеходных шин, предназначенных для установки на внедорожники
29
PR - норма слойности шины. Для легковых авто используют шины 4PR или 6PR. Последние имеют надпись Reinforced или маркировкуRF в конце типоразмера – это обозначение усиленной покрышки.
Шины с маркировкой 6PR и 8PR используются для легкогрузового транспорта и имеют обозначение «С» (commercial) в маркировке типоразмера (например, в виде 190 R15 C)
3
XL (Extra Load) – ещё одна маркировка усиленных покрышек c повышенным индексом нагрузки
31
Steel (steel belted) – шина с металлическим кордом
32
Outside (Side Facing Out) и Inside (Side Facing Inwards) – эта маркировка наносится на шины с ассиметричным рисунком протектора, указывает на внешнюю и внутреннюю сторону покрышки при монтаже
33
Rotation с направляющей стрелкой – маркировка шин с направленным рисунком протектора, показывает направление вращения
34
Tubeless (TL) – маркировка бескамерных шин
Tube Type (ТТ, MIT SCHLAUCH) – маркировка обозначает, что шина должна эксплуатироваться только с камерой

Азот в шинах. Мифы и реальность

В последнее время заправки, шиномонтажи и автосервисы, особенно в крупных городах, предлагают заправку шин азотом вместо воздуха. Само собой, не бесплатно. Кто-то из них заявляет, что при заполнении Ваших шин азотом Вы получите лучшую управляемость автомобилем , при этом еще и сэкономив на топливе. Давайте попробуем развеять некоторые мифы.

Почему азот? Как гласит реклама, преимущества вы получите оттого, что шина будет иметь более стабильное давление и меньше нагреваться при эксплуатации. Звучит весьма заманчиво. Но так ли это на деле?

Стабильное давление. Колесо со временем медленно, но неизбежно теряет давление. Этот процесс усугубляется изменением температуры внешней среды или самого колеса. В среднем давление меняется на каждые 10 0С понижения или повышения температуры на 0,06 кг/см2 .

Агентство «Consumer Reports» проводило долгосрочные исследования в 2006 году на тему изменения давления в колесах, заполненных атмосферным воздухом или азотом. В результате выяснилось, что колеса, заполненные азотом, также теряют давление, правда на 0,1 кг/см2меньше, чем колеса, заполненные воздухом. Всего исследовалась 31 пара колес. У колес с воздухом средняя потеря составила 0,25 кг/см2 от первоначальных 2 кг/см2. В то время как у колес с азотом потеря была 0.15 кг/см2. Победил азот, но с минимальным отрывом.

Экономия топлива. Приспущенные на 1 МПа колеса могут увеличить расход топлива на 0,3% , как сообщает агентство «ЕРА». То есть, теоретически, если азот будет меньше уходить из колес, чем воздух, получим экономию топлива.

Но ведь, если не лениться и проверять давление в шинах хотя бы раз в месяц, тогда и за азот переплачивать не придется. Правда, для большинства легче сказать, чем сделать. А есть и такие, кто не знает, как это делать.

Предотвращение порчи колеса. Есть мнение, что вода, содержащаяся в воздухе, может повредить диски и шины изнутри. Даже если это и так, то влияние настолько незначительное, что еще никому и никогда не удавалось его доказать. Если и есть враг колес, то это реагенты, которыми щедро обрабатываются наши дороги в зимний период.

Стоимость и удобство. Допустим, что вы все-таки заполнили колеса азотом. При проверке давления выяснилось, что колеса нужно подкачать. Вам придется искать, где это можно будет сделать. И далеко не везде вам предложат эту услугу. А про цену и говорить нечего – она во много раз выше, чем на подкачку воздухом.

Стоит ли азот этого? Из уроков химии все мы помним, что воздух на 78% состоит из азота (21% — кислород, остальное – другие элементы). Шины вам заполнят азотом с чистотой примерно 90%. Как видите, разница всего в 15%.

Принимая в расчет удобство, стоимость и прочее, мы не думаем, что азот стоит того. Гораздо лучшим вложением денег станет покупка манометра и насоса. И не ленитесь проверять давление в шинах! Это как раз и поможет Вашим колесам прослужить дольше.

История шин

Впервые резиновую шину сделал Роберт Уильям Томсон. В его патенте от 10 июня 1846г. было написано: «Суть моего изобретения состоит в применении эластичных опорных поверхностей вокруг ободьев колес экипажей с целью уменьшения силы, необходимой для того, чтобы тянуть экипажи, тем самым, облегчая движение и уменьшая шум, который они создают при движении».

Данный патент был написан на весьма достойном уровне. Он описывал конструкцию изобретения и материалы, необходимые для его изготовления. Шина накладывается на колесо с деревянными спицами, вставленными в деревянный обод, обитый металлическим обручем. Непосредственно шина состояла из 2-х частей: внешнего покрытия и камеры. Камеру Томсон изготовил из нескольких слоев парусины, которую предварительно пропитал и покрыл с обеих сторон натуральным каучуком или гуттаперчей в виде раствора. Внешнее покрытие изготавливалось из кусков кожи, соединенных заклепками.

Томсон укомплектовал экипаж новыми «воздушными» колесами и измерил силу тяги экипажа. Результаты испытаний показали, что сила тяги уменьшилась на 38% на щебеночном покрытии, а на покрытии из дробленой гальки на 68%. И это не говоря о бесшумности, удобстве езды и лёгком ходе на новых колесах! Результат испытаний опубликовал журнал «Mechanics Маgazin» 27 марта 1849 г. и разместил рисунок экипажа. Было понятно, что появилось важное изобретение, продуманное, доказанное испытаниями, готовое к использованию и совершенствованию. Как ни прискорбно, дело на том и встало. Никто не захотел заниматься этой идеей и доводить ее до массового производства с адекватной ценой. Когда в 1873г. умер Томсон, «воздушное колесо» было забыто, но образцы его сохранились. В 1888 у нового изобретателя, шотландца Джона Данлопа, вновь возникла идея пневматической шины. Весь мир теперь знает его как автора пневматической шины. На колесо трехколесного велосипеда своего десятилетнего сына он надел широкие обручи, которые сделал из шланга для поливки сада, и надул их воздухом.

Goodyear создает самонакачивающуюся шину

В компании Goodyear, по-видимому, вдохновившись фильмами о Джеймсе Бонде, разработали систему самонадувающихся шин. Как сообщила пресс-служба компании, в отличие от существующих систем регулировки и поддержания давления, активно применяющихся в военной колесной технике и подготовленных для рейдов внедорожниках, новинка Goodyear использует миниатюрный насос, установленный внутри самой шины.

Система, получившая название Air Maintenance Technology (АМТ), может быть использована на обычных легковых автомобилях.

«Хотя технология является сложной, сама идея AMT относительно проста и представляет собой подкачку шины давлением, возникающим в процессе ее качения по дороге», — сообщил старший вице-президент и главный технический директор Goodyear Жан-Клод Кин.

«Шина, которая может сама поддерживать необходимое давление, — это то, чего всегда хотели водители. Goodyear взяла на себя решение этой задачи, и прогресс, которого мы достигли, очень обнадеживает», — сказал Кин. «Это станет настолько большим прорывом в шинной индустрии, что люди будут удивляться, как они раньше жили без подобных покрышек. Передовые технологии, которые невидимы для человеческого глаза, подобные АМТ, помогут значительно улучшить топливную экономичность шин, сохраняя при этом такие важные качества, как сцепление с поверхностью и продолжительность жизни протектора», — подчеркнул Kин.

Разработка получила поддержку правительства США в виде гранта в 1,5 млн долларов Центру разработок и инноваций Goodyear в Акроне (штат Огайо). Интерес властей к этой программе вызван как соображениями снижения аварийности, так и значительным повышением топливной экономичности в результате поддержания правильного давления в шинах.

Факт о шинах

Если речь заходит о перемещении на дальние расстояния люди предпочитают использовать транспортные средства, а не собственные ноги. Это понятное желание, ведь транспорт кроме увеличения скорости передвижения еще и дает возможность сэкономить энергию.

Но что делает передвижение таким комфортным? Не последнюю роль в этом процессе играют колеса, а точнее их шины. Факты говорят, что первые колеса были цельнодеревянные. Но оказалось, что такая конструкция тяжела и не очень практична. Тогда человечество начало экспериментировать, особенно далеко зайдя в момент создания автомобилей.

При использовании наполнителя в шинах автомобилей выбор собственно состоял в трех его вариантах. Твердые материалы, яркими представителями которых являются камни, позволяют сделать очень крепкое наполнение. Но при механическом воздействии этот материал не сжимается, он передает воздействие дальше, причем в полном объеме. Это связано со структурой размещения атомов и молекул твердых тел. Частицы находятся очень близко друг к другу, сжать твердое тело практически невозможно, ведь частицы не любят тесноты, они этому активно сопротивляются.

Примерно та же ситуация с жидкостями. Они не сжимаемы, хотя и охотно принимают любую форму. Атомарные связи достаточно крепки, но жидкость сохраняет пластичность.

А вот в газах расстояние между молекулами очень велико, они аморфны и легко сжимаются. Именно эти характеристики делают воздух, самый дешевый газ на планете, идеальным наполнителем для шин. Он прекрасно пружинит, поглощает толчки, и при этом позволяет ездить по дорогам с высоким комфортом даже в самых экстремальных условиях.

Интересные факты о колесах

В 1959 году американец А. Сфредд получил патент на квадратное колесо. Оно легко шло по снегу, песку, грязи, преодолевало ямы. Вопреки опасениям, машина на таких колесах не «хромала» и развивала скорость до 60 км/ч.

Первым небесным телом, на котором появилось колесо, стала Луна. Произошло это 17 ноября 1970 года, когда советская беспилотная станция «Луна-17″ доставила на Луну первый луноход. Создавая его, конструкторы не знали, что на него поставить — колеса или гусеницы. Выбор пал на колеса.

Примечательно, что долгое время после того, как пневматическая шина заменила на дорогах литую резиновую, рисунку на протекторе не придавалось большого значения. Тогда это был только просто элемент дизайна, который появлялся в том или ином виде, как правило, исходя из вкусов и предпочтений главного человека в компании. Пробуя различные варианты геометрических фигур на протекторе, никто не задумывался о практическом применении рисунка и его влиянии на качество и безопасность езды. И только спустя десятилетия пришло понимание огромной важности этого элемента авторезины.
Французская компания Мишлен в 2009 году разработала пригодное к массовому выпуску автомобильное колесо Active Wheel со встроенными электродвигателями, приводящими в действие колесо, рессору, амортизатор и тормоз. Таким образом, эти колёса делают ненужными следующие системы автомобиля: двигатель, сцепление, коробку передач, дифференциал, приводной и карданный валы.

Безвоздушные шины

Военные разработчики попытались решить проблему надежности автомобильных шин. Им это в некоторой мере удалось за счет создания вот такой конструкции. Теперь шины Michelin продолжают дорабатываться для городского транспорта

Главным преимуществом этих шин является отсутствие главной угрозы – прокола. Для военных машин этот критерий был главным. Но вот перед использованием конструкции в населенных пунктах нужно решить еще несколько проблем. Главной из них является шумность данного решения.

Кроме того, есть опасность попадания внутрь ячеек колеса грязи или других предметов, что способно вызвать дисбаланс всего колеса.

выф фыв